Металлические конструкции крана быстро подвергаются износу. Согласно установленным нормам, обследования их на предмет повреждений должны проводиться каждые 15 лет. Однако при интенсивной эксплуатации или установке на улице этот срок сокращается в 2-3 раза. Особое внимание должно уделяться местам соединения стоек опорных конструкций с мостом.
Процедура проверки, ее технология и периодичность должна задаваться самим заводом-изготовителем еще на стадии проектирования крана. Так, например, в типовую инструкцию по эксплуатации козлового крана должны входить чертежи смотровых площадок, люлек и галерей для осмотра металлических конструкций. Кроме того, все работы по обслуживанию и ремонту должны соответствовать единой системе ППР (планово-предупредительного ремонта).
В каждой конкретной отрасли, где используется козловой кран, существует своя система исчисления, согласно которой определяются основные этапы ремонта и обслуживания. Как правило, это машино-часы, количество которых в одном ремонтном цикле достигает значения в 10-15 тыс. (на ж/д объектах используется величина переработанного груза, например, 0,5 млн тонн). Каждый такой период включает от 20 до 100 более мелких процедур обслуживания (ЕТО, ТО-1, ТО-2).
По каждому типу обслуживания козловых кранов применяется свой регламент, соответствующий специфике отрасли, грузоподъемности, условиям эксплуатации и техническим характеристикам конкретного грузоподъемного механизма.